Навигация
Главная  Экономика 

Местная городская власть один на один с проблемами


Проходил семинар в гостинице "Иртыш" и был посвящен обсуждению актуальных экономических и финансовых проблем городов, включая проблемы формирования и исполнения бюджета, а также проблемам стратегического планирования. В семинаре приняли участие представители 34 городов - от Челябинска до Находки и Петропавловска-Камчатского. Очень коротко - об основных темах.

Можно сказать, что всю последнюю неделю октября в Омске активно занимались анализом сложившейся ситуации и поиском путей выхода из нее. Сразу же после окончания общегородской конференции, посвященной стратегическому плану развития Омска, начался семинар-совещание руководителей экономических и финансовых служб городов Сибири, Дальнего Востока и Урала, организованный Ассоциацией Сибирских и Дальневосточных Городов (АСДГ).

Многочисленные финансовые проблемы, с которыми приходится сталкиваться сейчас местным властям (равно как и конфликты с руководством субъектов РФ), во многом предопределены существующим законодательством. К сожалению, из выступления депутата Митрохина стало ясно, что рассчитывать на улучшение ситуации в этом отношении не приходится.

Перед участниками совещания выступили: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Сергей МИТРОХИН (по поводу ситуации с принятием и корректировкой законов), первый заместитель министра по делам Федерации и национальностей РФ Александр ВОРОНИН (о формировании местных бюджетов) и лидер фракции объединения "Яблоко" Григорий ЯВЛИНСКИЙ (о муниципальной политике объединения).

Большую тревогу у всех участников семинара вызвало сообщение о принятии в первом чтении Закона о разделе муниципальных земель, в соответствии с которым субъекты РФ получают полную возможность закреплять в своей собственности все, что им заблагорассудится. Тревога понятна: ведь окончательное принятие закона в такой формулировке в буквальном смысле слова выбьет почву из-под ног у местных властей, фактически лишив еще одного источника доходов.

На внесение поправок к закону о финансовых основах местного самоуправления (которые устраняли его очевидные недоработки) президент наложил вето, не удается добиться перераспределения налогов в пользу местных бюджетов. А ведь в результате отмены ряда местных налогов с 1 января 1999 г. доходная часть этих бюджетов существенно сократилась (по Омску - почти на 500 млн. руб.).

Прежде всего - грамотно распорядиться имеющимися ресурсами. Один из способов - внедрение казначейского исполнения бюджета. Как показал опыт Уссурийска и Братска, это может дать существенную экономию - до 20-30%. Причем главный выигрыш - не от ускоренного прохождения платежей (что тоже важно), а как следствие полной прозрачности всех расчетов и устранения промежуточных звеньев.

Выступление Александра Воронина также не внушило большого оптимизма. В ноябре будет рассмотрена новая программа поддержки регионов. С ее принятием, возможно, дело сдвинется с мертвой точки. А пока муниципалитеты остались один на один со всеми своими проблемами. Что могут они предпринять в такой ситуации?

Зато стоит (и очень остро!) другая: немалая задолженность городского бюджета, накопившаяся за много лет. По мнению директора департамента финансов Омска Владимира Волкова, вступление в силу с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса поможет навести порядок и решить ряд проблем, но эту только обострит. Потому что, если сумма долга превысит доходную часть бюджета города, исполнение этого бюджета будет передано субъекту РФ.

Деньги из бюджета поступают сразу конечному их получателю и только на согласованные заранее цели. Но нравится эта прозрачность далеко не всем - ведь она означает невозможность бесконтрольного использования средств. А потому без заинтересованного участия мэра осуществить переход не удастся. По счастью, в Омске такая проблема не стоит.

Еще одна проблема связана с определением размера дотаций на содержание жилья. Сегодня омичи оплачивают в среднем 20% от реальных затрат. В новом году нам, судя по всему, придется переходить на федеральный норматив - 60%, т.е. коммунальные платежи возрастут втрое. Увы, и здесь не удается найти более приемлемого решения...

Основная причина появления долгов - выполнение администрацией не свойственных ей функций (вроде приема на баланс ведомственного жилья) либо выполнение государственных полномочий, не подкрепленных финансированием. Поэтому, по единодушному мнению участников семинара, списание соответствующей части задолженности было бы справедливым. Вот только найдет ли понимание эта точка зрения у федеральных властей? А другого решения найти не удалось.

В рамках обсуждения разных планов было высказано пожелание при их разработке учитывать особенности собственного города, возможности соседних и не забывать о том, что кооперация зачастую бывает более выгодна, чем конкуренция. И очень приятно, что омский опыт создания стратегического плана заслужил высокую оценку.

Разработку стратегического плана развития города тоже можно рассматривать как наведение порядка в использовании средств. Но на самом деле он позволяет решить более широкий круг задач. Было очень интересно сравнить, чем отличаются подходы к разработке плана в разных городах.

Судя по всему, сами участники прекрасно это понимают. Потому и слушали с таким вниманием выступление Григория Явлинского. Он изложил муниципальную программу объединения "Яблоко" и призвал местные власти не уходить от политики. Несколько тезисов из его выступления:

Это даже нашло отражение в итоговом документе семинара-совещания. Там также перечислено более десятка других предложений. К сожалению, все они носят рекомендательный характер. И если можно надеяться, что комиссия АСДГ по межрегиональной кооперации все же будет создана, то весьма маловероятно, что Президент России снимет свое вето по просьбе участников семинара-совещания.

- Города - локомотивы региональной экономики.

- Только муниципальные власти могут спасти единство страны, т.к. губернаторы всегда будут склонны к сепаратизму.

- Самая главная беда большинства наших политиков сегодня - попу-лизм (писать и читать именно так, раздельно).

- Вам придется заняться политикой в интересах ваших регионов, иначе ею вместо вас с удовольствием займутся москвичи - но уже в своих интересах.



Сложно сказать, подействовали на участников семинара увещевания г-на Явлинского или нет, но необходимость проведения согласованных действий для них давно очевидна. Для выработки программы и координации работы был создан Координационный совет АСДГ по экономической политике из 12 человек, представляющих разные регионы и разные по размеру города. Председателем его был избран Владимир ВОЛКОВ, с чем мы его и поздравляем!

 

Директора исчезают в полдень. Мягков мягко стелет. ГАСН разоблачил бракоделов. Рекламу на транспорте обложили дважды. "Почему кто-то топчет и унижает своих рабочих и это сходит им с рук?".

Главная  Экономика 

0.0237
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.