Навигация
Главная  Новости 

Наталья Фролова, министр финансов Омской области


28 января заместитель председателя правительства Омской области, министр финансов Наталья ФРОЛОВА дала первую в новой должности пресс-конференцию, где ответила на вопросы журналистов, в числе которых был и корреспондент "КВ" Лев АБАЛКИН.

"Мы обратились в прокуратуру с тем, чтобы город перевел счета из Омск-банка в СиБЭС"

- Несмотря на название комитета финансов и контроля, на контроль у нас особо сил не было. Практически все наши специалисты были заняты на кассовом исполнении бюджета, оперативном прохождении вопросов финансирования, вопросах согласования проектов, согласования смет, вопросах планирования и стратегического развития.

- Чем занимался раньше комитет финансов и контроля и чем будет заниматься министерство финансов?

В 2004 году стоит задача завершения перехода на казначейское исполнение бюджета. В этой связи мы формируем собственное казначейство в структуре министерства с тем, чтобы мы могли видеть и давать оперативную оценку происходящих финансовых результатов на каждое утро любого дня. Вплоть до цены, по которой закупает отрасль тот или иной товар, и сопоставление этой цены утвержденному бюджету, мониторингу цен, и сразу будет видно: какая отрасль где злоупотребляет, кого мы дотируем, где цены завышаются. Но самое главное в казначействе - еще одна степень защиты целевого использования бюджетных средств. Плюс возможность их накопления. В рамках недостатка ассигнований у нас есть примеры, когда отрасль профинансирована, но деньги не были использованы, пролежав долгое время бесцельно на бюджетных счетах. Введение единого казначейского счета радикально изменит систему отношений, финансирования и кассового исполнения бюджета. На едином счете деньги будут накапливаться. И любое отраслевое управление, принося в казначейство поручение на финансирование, будет иметь авизо этого единого счета. После прохождения экспертной оценки на предмет: а есть ли эта статья расходов в бюджете, соответствует ли уровень цен, акцептован ли договор. У тех субъектов Российской Федерации, которые перешли на такую систему, по факту уже имеется оценка ее эффективности: увеличению среднедневных остатков более чем в шесть раз. Так что, я думаю, мы года через два уже сможем обсуждать возможность кредитования, субсидирования за счет бюджета эффективных отраслей экономики производственного блока, то есть вкладывать туда, где это наиболее эффективно.

В конце 2003 года в структуре областного комитета финансов и контроля было создано контрольно-ревизионное управление, которое занимается ревизией муниципального образования, выходит на ревизии в отраслях. Мы полагаем, что с помощью собственного КРУ мы сможем выявить причины тех нарушений, которые на сегодняшний день имеют место. То есть это подразделение дает оценку характера нарушений. Чего больше - просто незнания нормативных актов, низкий уровень квалификации либо есть злоупотребления.

- Вопрос действительно злободневный. Мы его ставили и перед муниципальными образованиями, и он безусловно стоял перед областным бюджетом. Вы помните ту историю, когда мы обслуживались в коммерческом Сберегательном банке, и та сложная ситуация, которая произошла у нас со Сбербанком, конечно, была снивелирована и под удар казна не была поставлена. Но проблема существует. На сегодняшний день в системе уполномоченных банков, которые выбраны администрацией для стратегического развития... Мы ушли от формирования отношений на основе соглашений, которые прежде существовали между муниципалитетами и определенным банком. Соглашения на оперативное обслуживание как договор на кассовое обслуживание любого клиента. Если вы помните, мы пытались построить губернский банк. В силу того что тогда радикально реформировалась система банков, в том числе и ЦБ. Встал вопрос об оперативном вмешательстве в управление финансами и прохождении финансирования. У Центрального банка были часы работы от и до. А у нас в пору завершения бюджетного года и начала бюджетного года вставала проблема финансирования и в семь вечера, и восемь, и в десять, и в двенадцать. Мы на сегодня имеем счета в ГРКЦ, в уполномоченном банке - ОПСБ, и в казначействе. Муниципальные образования имеют также счета в органах казначейства и... к сожалению, здесь нужно развести муниципальное образование город Омск и остальные. На территории Омска работают все банки, а на селе бывает один филиал банка на три-четыре района. И там мы заключаем договор на обслуживание бюджета с тем банком, который рядом.

- Осенью прошлого года омская прокуратура обратилась в различные уровни власти с требованием перевести бюджетные счета из коммерческих банков в государственный. Вам знакома эта проблема?

- То есть вы требуете через прокуратуру, чтобы город завел счета...- либо в ГРКЦ, либо в СибЭС, который имеет статус муниципального банка, зафиксировал ГРКЦ в этом статусе. Задача поставлена и есть орган, который должен вмешаться и навести порядок. К сожалению, наши возможности в рамках правового поля ограничены, мы можем, конечно, потребовать, но обратная реакция не гарантирована. Сейчас обслуживание городского бюджета идет через Омскбанк.

Что касается Омска, у нас борьба с ними продолжается: у них есть муниципальный банк СибЭС - у меня есть опыт работы с этим банком, знаю их карточку послужную - это достаточно стабильный, сильный, оперативный, порядочный, грамотный банк. Но по каким-то неведомым причинам бюджетные средства Омска были распределены в других банках. Есть у них мэр, есть главный финансистов - они и должны отвечать за это. А мы ставили перед прокуратурой Омской области вопрос о переводах либо в муниципальный банк, либо на обслуживание в ГРКЦ. Потому что всех средств, которые поступают в рамках межбюджетного регулирования, либо ссуд из областного бюджета, а таких ссуд было в прошлом году выделено более 200 миллионов - мы отдаем через муниципальный банк СибЭС либо через органы федерального казначейства.

- Начиная с 1998 года мы централизовали выплату детских. Проблема 1996-1999 годов по социально незащищенным слоям населения закрыта. То есть многодетным семьям и семьям, где на каждого члена приходится доход ниже прожиточного минимума, по 1999 год мы закрыли детские. Что касается 2000-го и последующих лет, то мы защитили в Минфине сумму больше нашей годовой потребности, и сумма превышения идет как раз на погашение долгов предыдущих лет. И в первую очередь неимущим. Если говорить о том, кто выиграл суды по детским, то я бы разграничила эти судебные решения. Есть среди выигравших суд люди действительно нуждающиеся, а есть судебные решения, с помощью которых некоторые структуры решили заработать. Люди были организованы и, получив пособие, отдавали часть средств судоисполнителю. Есть и другая категория - высокооплачиваемые работницы банков, например. Они по закону тоже имеют право на получение детских. Но мы полагаем, что если бы Федерация отдавала нам детские в полном объеме, то, безусловно, святое дело и нам отдавать всем в полном объеме. Но если Москва "недокладывает", то каждый субъект Федерации вправе расставить приоритеты: кому мы отдаем в первую очередь. В рамках каждого бюджета мы эту категорию утверждаем. Какой-то социальной напряженности по детским сейчас не чувствуется. Все суммы будут погашены. Недавно мы уточнили реестр получателей детских. И даже сократили его по селу. Потому что когда вышли на документальные проверки, оказалось, что предприятий тех уже нет и людей этих нет, а в органах социальной защиты стоит и количество людей и сумма. А когда пошли искать этих людей, их просто не оказалось. И мы таким образом закрыли в рамках 2002-2003 года по сельским муниципальным образованиям необходимые суммы на одну треть. Сами были этому удивлены. Ужаснулись, прослезились, а потом и порадовались. Я думаю, такая работа будет продолжена.

- Когда будут выплачены все долги по детским пособиям?

- Когда мы утверждали областной бюджет, мы говорили, что выпадающие доходы из-за централизации акцизов в Москве составят 2,7 млрд рублей. Мы написали целую стопку писем в адрес правительства, министра о компенсации выпадающих доходов для Омской области в рамках межбюджетного регулирования. Безусловно, мы работали и с Министерством по налогам и сборам с точки зрения оптимального взыскания налогового потенциала наших основных налогоплательщиков. В результате всей этой тяжелейшей работы есть некая устная договоренность, которая, хотелось бы надеяться, в начале февраля будет завершена, о том, что такой крупный налогоплательщик как Сибнефть, который на сегодняшний день стоит на учете в том числе и в городе Москве в Первой федеральной налоговой инспекции... что для Омской области эта сумма выпадающих доходов будет компенсирована другими налогами. Налогом на прибыль в частности. Учитывая, что Сибнефть имеет подразделения на территории всей страны и имеет возможность перераспределить налоговый потенциал по регионам, такое устное соглашение уже достигнуто. До 10 февраля должно быть подписано соответствующее соглашение, где размер налоговых поступлений в омский бюджет от Сибнефти будет доведен до 4,7 либо 6 млрд рублей. Я где-то внутри себя порадовалась, потому что мы учли по этому налогоплательщику с учетом выпадающих доходов 3,7 млрд рублей. То есть даже при самой низкой планке мы выигрываем миллиард. В 2003 году от Сибнефти мы закладывали в бюджете два миллиарда.

- На брифинге сразу после первого заседания правительства Омской области губернатор сообщил о договоренности с Сибнефтью об увеличении поступления налоговых платежей от этой компании.

- Нет, без учета. Это плановая цифра, которая закладывалась в бюджет 2003 года.

- Два миллиарда с учетом акцизов на ГСМ?

- Да, у министров возникает право распоряжаться определенными суммами. Но в случае казначейского исполнения бюджета, если подпишет министр платежку вместе со своим главным бухгалтером на затраты, которые не предусмотрены и не утверждены сметой на стадии формирования бюджета, то эта платежка в казначействе исполнена не будет как бы этот министр того ни хотел. Впрочем и сейчас, если деньги пришли по чеку или по платежке на одни цели, а министр получив деньги на свой счет, изменил их направление, то наступит ответственность, предусмотренная для чиновников группы "А" - он будет наказан или , возможно, уволен без предусмотренного КЗОТом срока уведомления.

- Министерство будет иметь собственные счета?

- Сейчас у нас 129 человек, а будет 12 Но за счет сокращения в отраслевых министерствах к этим 120 будет добавлено еще 40 штатных единиц, которые будут обеспечивать казначейское исполнение бюджета - областного и области.

- Сколько сотрудников в министерстве финансов?

- Мужчины почему-то не выдерживают такой работы. Может быть, они более свободолюбивые существа. А у нас не приходится себе принадлежать. В период формирования бюджета, бывает, и до двух ночи сидим, а то и до пяти утра. У меня был период, когда приходили мужья и уточняли, а на работе ли их жены. Пришлось даже шутить с ними: учитесь, дорогие мои, пироги печь.

- Почему в министерстве финансов большинство женщин?

- Но у вас есть и мужчины замы?

Мужчины - стратеги. А у нас тактическая и методическая работа, скрупулезная.

- Не думали ли вы о губернаторском поприще? Смогла же Валентина МАТВИЕНКО.

- В определенных отраслях. По юриспруденции, например. А один из замов - это мой эксперимент. Он у меня был студентом в свое время. Должны же все-таки прийти к нам и мужчины. В налоговых органах их уже не меньше половины. Пусть и он мужает, пусть учится удар держать.

- Какова судьба областного облигационного займа? Были же московские и петербургские фирмы, держатели займа, которые активно судились с Омской областью и даже выигрывали суды?

- Я никогда не ставила перед собой задачу карьерного роста. Просто работала, и мне следовало кадровое предложение. В большинстве случаев я, перейдя на другую работу, даже не знала оклада. Так случилось, например, в последний раз: когда я из администрации города Омска перешла в область, то только потом поняла, что в три раза потеряла в зарплате.



- Я с гордостью могу сказать, что мы полностью закрыли долги по всем своим облигационным займам.

 

Игорь Бычковский. "Разогнать нас пригласили ОМОН". Четыре миллиона рублей за акции ОАО "Омскмолоко". Юрий Чащин, зам. директора департамента городской экономической политики г.Омска. Павел Кручинский.

Главная  Новости 

0.0083
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.